Алекс Хаткевич провел 44 дня в камере смертников. Потом его признали недееспособным и отправили на принудительное лечение в черняховскую больницу.
44 стало для него сакральным числом. Картины с многофигурными композициями он, как правило, называет так — «Сорок четыре способа прокатить девушку на автомобиле». А если на его полотнах повторяется какой-то один предмет, то — непременно сорок четыре раза.
О работах Хаткевича написано много статей и очерков в специализированных изданиях об искусстве. Многие авторы разделяют удивление Мигуновой-Тиханюк по поводу того, что Алекс, большую часть жизни проживший в условиях абсолютной изоляции и цензуры, каким-то образом наследует современным художникам — в частности, концептуалистам.
За несколько лет Хаткевич превратился в известного в арт-сообществе художника, работы которого стали цениться относительно высоко. Мигунова-Тиханюк говорит, что стоимость некоторых из них оценивается западными галеристами в несколько тысяч евро и «есть потенциал для роста».
— В тексте приведено письмо Хаткевича, где он сам описывает, что изображено на одной из его картин. Это описание начинается так: «Серый заяц, кусочек белого мела, геометрическая фигура, круглый комок белого снега, называемый снежком, два светло-белых алмаза (один с овальными углами, а другой с простыми углами), большой раскрашенный круг, дымящаяся сигарета». Ваня, как бы ты сам описал, что изображено на картинах Хаткевича?
— Описывать творчество Хаткевича или любого другого художника академически у меня нет компетенций, я не искусствовед. Но если смотреть на его картины обывательским взглядом, то они кажутся если не детскими, то как будто немного патологическими. Это всегда несколько нарушенные пропорции, избыточная композиция, желание — если речь не идет про 44 одинаковых предмета — впихнуть в холст максимальное количество героев, персонажей, предметов.
Бросается в глаза, что он изображает вещи, которых у него нет. А это примерно все вещи на свете, потому что когда ты живешь в «психушке» строгого режима, у тебя нет ни черта, у тебя нет ничего своего. У тебя казенная одежда, тебе ничего не дают из предметов быта и обихода.
И вот этот голод — голод в любых вообще аспектах — голод тактильный, голод от невозможности обладания, свойственного человеку, дает о себе знать. Художник его каким-то образом сублимирует. Телефон, магнитофоны, предметы интерьера, автомобили — всем этим он символически обладал, когда изображал это на бумаге.
— Как так получилось что картины Хаткевича похожи на картины художников на свободе?
— Хрен знает. Это феномен какой-то. Александра тоже не может этого понять. Закрытое психиатрическое учреждение для нарушителей закона — это чудовищный уровень цензуры. То есть если тебе посылают газеты, из них вымарывают большую часть фотографий, информацию, которая может вызвать твое нездоровое нервное возбуждение. А это, наверное, всё, кроме гороскопов и анекдотов.
И Хаткевич десятилетиями жил в условиях жесткой изоляции. Естественно, у него не было никакого понимания про художников-концептуалистов, про современные направления в творчестве. И при этом он похож по духу на тот же концептуализм, поп-арт.
Откуда это взялось, непонятно. Моя гипотеза, что эта ноосфера, этот информационный фон, в котором мы живем, гораздо плотнее, чем мы привыкли думать. Он настолько всеобъемлющ, что так или иначе месяц за месяцем, год за годом попадает даже в стены психиатрических учреждений.