Двое жителей деревни — Арсалан Гармаев и Людмила Болдина — хотят жениться. Арсалан показал татуировку, которую ему набили в интернате — рядом с сердцем, пронзенным стрелой, выведено «Люблю Люда».
Гармаев и Болдина — соседи, их квартиры — через стенку. Они встречаются по утрам и целый день проводят вместе. «Я бы хотел жить с Людкой», — сказал Арсалан. «А я — с Арсаланом», — добавила Люда.
Это услышала опекун. «Вы и так почти живете вместе, — считает она. — Че вам еще надо?» Бадмаева не верит в искренность чувств Арсалана. «Это как бы любовь, — говорит она. — Арсалан приспособился ходить к Людке, потому что она еду готовит, а он не хочет этим заниматься. Вот и всё, — рассуждает Жаргалма. — Дурак дурака видит издалека».
Однажды в окно она увидела, как пара «пыталась сделать это», но «Арсалан элементарно не смог», рассказала Бадмаева. Она считает, что Гармаев и Болдина так и не поняли, что им делать: «Если бы я допустила, чтобы это произошло, и Арсалан почувствовал, что это такое — он Люду где мог бы, там и заваливал».
У мужчины и женщины, которым вместе жить можно, утро проходило так. Ольга ела суп и размышляла о будущем: «Можно ли сказать, что у нас любовь на всю жизнь? Не знаю, всякое бывает, может, он и в кого влюбится. Никита — парень видный, в интернате я его ко многим ревновала. Ну, значит, судьба». Никита встал, взял кружки из шкафа, налил чай. Ольга, сидя в инвалидной коляске, тихо сказала: «А я без Никиты точно не проживу».
— Почему ты закончила текст этой фразой?
— Потому что непонятно, кто проживет друг без друга — Никита без Оли или Оля без Никиты. Подопечные этой деревни без опекуна или опекун без них. Вот такие сложные связи в этой деревне.
В какой-то маленькой деревне или маленьком городе, если тебе не понравился человек, ты встал и ушел. Вас больше ничего не связывает. А здесь это невозможно. Если опекун уходит из деревни, подопечные возвращаются в интернат — на ее место мало кто пойдет, потому что это тяжело.
Это связано еще и с тем, что это маленькая деревня, отдаленная, там не проводится никаких курсов, может быть, и семинаров для людей, которые ведут такого рода социальные проекты. Потому что, конечно, это вообще реально очень сложная история. Очень просто критиковать. Но попробуй пожить в таком режиме. Вечно выслушивая просьбы, вечно борясь с трудностями, которые у них возникают, пытаясь разобраться с водой, пытаясь разобраться с лекарствами, которые им нужны.
— У Бадмаевой же есть выбор, и она в твоей истории говорит — я вообще могу уйти. Что ее держит?
— Она на них влияет, она может ими руководить, может как-то ими управлять, это для нее очень ценно. Это история подчинения, того, что она видит, как они живут под ней. Мне кажется, это дает очень большой стимул для человека. Это сильное впечатление, ты не можешь получить это где-то в другом месте.
— Отправляла ли ты текст Бадмаевой? Воспитанникам? Как реагировали на историю в соцсетях?
— Опекуну я текст не отправляла. Мы не отправляем обычно тексты героям, потому что понятно, что они не будут в восторге от того, что увидят. Не все цитаты, которые там были, опекун бы оценила.
Министерство социальной защиты Бурятии сейчас со мной не общается, хотя до этого было со мной на связи. Воспитанники никак не отреагировали, но некоторые попросили прислать фотографии, которые мы там делали. Комментариев в соцсетях было много. Большая часть, конечно, ругала опекуна. Писали, что она делает какие-то не очень правильные вещи. Но были и те, кто вступался за нее — в основном, люди, которые занимались какими-то социальными проектами. Они говорили — сами попробуйте провести столько времени с такими людьми и потом мы на вас посмотрим.
— В какой момент тебя отпустила эта история?
— Когда я оттуда уехала. Я помню, я ехала, и были такие заледенелые белые стекла, сквозь которые виднелись заснеженные горы, и играли «Иванушки International». Я поняла, что меня отпускает постепенно.
Я не хотела бы в таких условиях, конечно, жить, но людей, которые сейчас там живут, мне кажется, всё устраивает. Не знаю, есть ли в этом свобода, и что такое свобода, и когда нужно давать эту свободу. Для меня, конечно, человек, который живет в интернате, — абсолютно полноценная личность, которую нельзя ограничивать, как это ограничивают во многих подобных проектах. Но как это должно происходить на самом деле, где граница между тем, что можно, и что нельзя? Где этичность, где любовь, в конце концов? Потому что любовь в таком проекте должна быть обязательно. Эти вопросы, наверное, не ко мне, а к социальным психологам, благотворительным фондам.