Общие новости

Обзор "Консультации как массовая услуга некоммерческого сектора: обзор требований и подходов к улучшению процедур"

Общественные приёмные с точки зрения законодательства

Под общественной приемной граждан понимается форма организации работы некоммерческих организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления с гражданами с целью предоставления им информации по вопросам правового характера и порядку ее использования на безвозмездной основе.

В российском законодательстве отсутствует единый нормативный акт, регулирующий деятельность общественных приемных.

Организация личного приема граждан в отдельных помещениях для предоставления консультаций регулируется рядом нормативных актов, которые распространяют свое действие на деятельность юридических лиц любой организационно-правовой формы при оказании услуг как возмездного, так и безвозмездного характера, в сферах:
  • доступности лиц с ограниченными возможностями,
  • защиты прав потребителей,
  • пожарной безопасности,
  • санитарно-эпидемиологического благополучия,
  • и других.

К особенностям нормативного регулирования деятельности общественных приемных относится безвозмездный характер деятельности таких приемных. Например, на деятельность общественных приемных не распространяет свое действие Закон РФ «О защите право потребителей», поскольку регулирует деятельность по предоставлению товаров, работ, услуг на возмездной основе.

Однако, в связи с тем, что общественные приемные создаются при участии некоммерческих организаций и инициативных гражданских групп, на деятельность общественных приемных распространяют свое действие нормы о контроле за деятельностью некоммерческих организаций и волонтёрской деятельности.

Кто может создавать общественную приёмную

Субъектами создания и обеспечения функционирования общественных приемных могут быть любые лица: некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения, адвокаты, нотариусы, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, подведомственные им учреждения, депутаты, общественные палаты.

Нужно ли получать специальное разрешение

Решение о создании общественных приемных могут принять самостоятельно без получения предварительного разрешения о начале осуществления деятельности в форме общественной приемной. В юридическом лице любой орган управления может быть наделен полномочиями по принятию решения о начале работе общественной приемной.

На какой основе для граждан должны работать общественные приёмные

Деятельность в общественной приемной может осуществлять как на возмездной, так и на безвозмездной основе или в комбинированном варианте. В случае предоставления услуг общественной приемной в комбинированном варианте разделение условий предоставления помощи может осуществлять по категориям обращающихся за консультациям или по содержанию предоставляемых услуг.

Источниками финансирования деятельности общественных приемных могут быть бюджет РФ, бюджет субъекта РФ, бюджет органа местного самоуправления, средства президентских грантов, собственные средства некоммерческих организаций, частные пожертвования.

Бесплатная юридическая помощь

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи также являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Основные нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1
  3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ
  4. Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
  5. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 № 135-ФЗ
  6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
  7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
  8. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ

Какие есть требования по созданию доступной среды и информационной открытости работы помещения общественной приемной

Законодательство не устанавливает единых требований к деятельности общественных приемных, создаваемых различными субъектами, за исключением общего требования к предоставлению услуг для неограниченного круга лиц, а именно, доступность предоставления услуг для лиц с ограниченными возможностями.

В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Основные нормативные правовые акты

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей"
  2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ
  4. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ
  5. приказ Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. N 635/10 СП 118.13330.2011 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения и СНиП 31-05-2003 Общественные здания административного назначения»
  6. постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. № 73 СП 31-102-99. «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей»

Есть ли специальные требования к информационной открытости

Законодательство не устанавливает специальных требований к информационной открытости общественных приемных.

Однако законодательство устанавливает требования к информационной открытости отдельных органов государственной власти, в том числе органов прокуратуры, при оказании государственных услуг. Закон о защите прав потребителей устанавливает требования к информационной открытости лиц, продающих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги. Закон об образовании в РФ устанавливает требования к информационной открытости образовательных организаций. Закон об информации и защите информации устанавливает общие принципы в доступе к информации и её защите, а также в нем даны определения понятий: информация, документирование информации, защита информации, обладатель информации, конфиденциальность информации, предоставление и распространение информации, электронное сообщение

Эти нормативные акты позволяют организации (лицам), обеспечивающим деятельность общественных приемных, самостоятельно определять подходы к их информационной открытости.

Так, например, приказ Росмолодежи определяет следующие требования к информационной открытости общественной приемной: «Информационные стенды должны размещаться в общественной приемной на стенах на видном и доступном для заявителей месте. Оформление визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги в электронной форме должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.».

Основные нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ
  2. Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
  5. Приказ Росмолодежи от 14.10.2015 N 160 "Об утверждении Порядка информирования граждан (объединений) о предоставлении и преимуществах получения государственной услуги по формированию и ведению Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, в электронной форме"
  6. Закон Пермского края от 13 января 2009 г. N 381-ПК "Об Общественной палате Пермского края"
  7. Закон Пермского края от 5 августа 2007 г. N 77-ПК "Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае"

Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к работе общественных приемных

Законодательство устанавливает санитарные требования к помещениям, предназначенным для оказания услуг неограниченному количеству граждан .

В зависимости от возможности одновременного пребывания в помещении общественной приемной количества людей законодательства устанавливает различные санитарные требования к освещенности, влажности и вентилируемости помещения.

Санитарные правила (далее - правила) направлены на охрану жизни и здоровья

населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации

досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию.

Стандарт ГОСТ устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и качеству воздуха.

Основные нормативные правовые акты

  1. Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ Федеральный закон РФ "О техническом регулировании"
  2. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ
  3. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"
  4. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
  5. СП 7.13130.2009. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 177)
  6. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А
  7. ГОСТ 30494-2011 «Параметры микроклимата в помещениях»

Каким требования пожарной безопасности должно соответствовать помещение общественной приемной

Нормы пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности в целом для организации, в которой есть общественная применяя.

Помимо технического оснащения организации, нормы пожарной безопасности устанавливают требования к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.

В организации должно быть организовано самостоятельное обучение сотрудников организации требованиям в сфере пожарной безопасности путем проведения инструктажа пожарной безопасности.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организации в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством.

Основные нормативные правовые акты

  1. Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»
  2. Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
  3. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"
  4. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815"Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985"
  5. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2020 № 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности"
  6. Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 Об утверждении норм пожарной безопасности "обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"
  7. Приказ МЧС России от 18.11.2021 г. № 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности"
  8. Приказ от 5 сентября 2021 г. N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности"
  9. Свод правил СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»
  10. Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
  11. Свод правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"
  12. Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»
  13. Свод правил СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование»
  14. Свод правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»
  15. Свод правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения»
  16. Свод правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»
  17. Свод правил СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод Нормы и правила проектирования»
  18. ГОСТ Р 58202-2018 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования
  19. Свод правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности"
  20. Свод правил СП 485.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"
  21. Информационное письмо МЧС России по вопросам обучения мерам пожарной безопасности
  22. Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

Как защищать и обрабатывать персональные данные клиентов консультационных услуг

Нормативными актами, регулирующими отношения в сфере персональных данных, устанавливаются условия обработки персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Основы об охране здоровья граждан (ст. 61) регулируют особенности обращения информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении (врачебная тайна).

Другие нормативные акты, действующие в сфере защиты конфиденциальной информации, регулируют условия обращения с иной конфиденциальной информацией, помимо персональных данных и сведений, содержащих врачебную тайну, а также ее обработкой с использованием средств автоматизации и без нее.

Основные нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
  2. Федеральный закон от 19.12.2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ - Глава 14 «Защита персональных данных работника»
  4. Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"
  5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-1 от 22.07.1993
  6. Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" N 188 от 06.03.1997;
  7. Указ Президента РФ № 351 от 17.03.2008 “О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена”
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»
  9. Постановление Правительства РФ от 17.11.07 N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных",
  10. Постановление Правительства РФ № 504 от 15.08.2006 “О лицензировании деятельности по технической защите информации”;
  11. Постановление Правительства РФ № 957 от 29.12.2007 “Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами”;
  12. Постановление Правительства РФ № 512 от 06.07.2008 “Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных”;
  13. Постановление Правительства РФ № 687 от 15.09.2008 “Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации”;
  14. Совместный приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13.02.2008 “Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных”.
  15. Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждены ФСТЭК 15.02.2008/11.11.2009 снят гриф "ДСП").
  16. Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных (утверждены ФСТЭК 15.02.2008/11.11.2009 снят гриф "ДСП").
  17. Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена ФСТЭК 15.02.2008).
  18. Методика определения актуальных угроз безопасности при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена ФСТЭК 14.02.2008/ 16.11.2009 снят гриф "ДСП").
  19. Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К, утверждены Гостехкомиссией РФ 30.08.2002).
  20. ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения.
  21. ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-3-2007 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 3. Методы менеджмента безопасности информационных технологий.
  22. ГОСТ 34.603-92 Виды испытаний автоматизированных систем.
  23. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст)

Какие есть требования к организационно-правовым документам, оформляющим оказание консультационные услуги

Законодательство не установлены специальные требования к ведению документооборота в общественных приемных.

Ведение документооборота в общественных приемных осуществляется с учетом общих требований, предъявляемых к ведению документооборота в организациях. Разработанные в соответствии с требованиями федеральных законов от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" стандарты распространяют свое действие на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др.

Стандарты определяют состав реквизитов документов, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий; виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов.

Основные нормативные правовые акты

9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
10. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"
11. ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст)
12. ГОСТ Р 7.0.8 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения
13. ГОСТ Р ИСО 15489-1 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования

Есть ли специальные требования к сотрудникам, оказывающим консультационные услуги

Законодательство РФ не содержит специальных требований к лицам, предоставляющие консультационные услуги.

Однако, законодательством определены требования к лицам, предоставляющим консультационные услуги при обращении в прокуратуру, к нотариусам, адвокатам. Данные лица должны иметь не только высшее образование в области юриспруденции, но и пройти специальный квалификационный отбор.

Кроме того, отдельные требования к оформлению отношений между общественной приемной и специалистами, привлекаемые к ее работе, устанавливаются трудовым и гражданским законодательством.

Основные нормативные правовые акты

Трудовой кодекс Российской Федерации
Гражданский кодекс РФ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1

По каким правилам отчитываться общественной приемной

Законодательство не устанавливает специальных требований к предоставлению отчетности общественными приемными.

Требования к предоставлению отчетности имеют общий характер с учетом особенностей в тех случаях, когда общественная приемная создана некоммерческой организацией или при ее участии.

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
  4. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
  6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О бухгалтерском учете"
  7. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н
  8. Приказ Минюста РФ от 30.09.2021 N 184 "О формах и сроках представления в министерство юстиции российской федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента"
  9. Приказ Минюста от 30 сентября 2021 г. N 185 «О формах и сроках представления в министерство юстиции российской федерации отчетности некоммерческих организаций»

Какие есть требования к защите прав получателей консультационных услуг

В законодательстве не предусмотрены специальные формы защиты прав потребителей консультационных услуг общественных приемных.

Защита прав потребителей консультационных услуг общественных приемных осуществляется на основе общегражданских способов защиты прав потребителей консультационных услуг.

А,именно, если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Основные нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ